Разновидности автомобильных аккумуляторов


Стартерная АКБ является одним из основных узлов автомобиля. Основной задачей аккумулятора является подача на стартер тока, необходимого для запуска мотора. Кроме того, батарея поддерживает питание электронных устройств (освещения, сигнализации и т. п.) при выключенном двигателе. Какие разновидности автомобильных аккумуляторов существуют и в чем заключаются их основные отличия?

Сурьмянистые и малосурьмянистые

В наши дни «чистые» сурьмянистые АКБ считаются устаревшими и практически не используются, однако некоторые производители продолжают выпускать малосурьмянистые батареи. Добавление небольшого количества (до 5%) сурьмы дает возможность улучшить рабочие свойства свинцовых пластин, повышая их прочность и оптимизируя электролитические процессы. Аккумуляторы данного типа отличаются низкой стоимостью, неприхотливостью и устойчивостью к перепадам напряжения в бортовой сети, а потому часто используются в машинах отечественного производства. Недостатком всех АКБ с добавлением сурьмы является быстрое выкипание электролита и, как следствие, необходимость регулярной дозаправки дистиллированной водой.

Кальциевые

Наличие на корпусе маркировки «Ca/Ca» указывает на то, что вместо сурьмы в пластинах батареи используется кальций. Такие АКБ считаются более надежными, а процесс закипания электолита в них начинается только при 18 В. Данный тип источников питания не склонен к саморазяду, однако требует постоянного контроля емкости — всего после 3-4 циклов глубокой разрядки устройство может прийти в негодность. Тем не менее, для владельцев автомобилей кальциевые АКБ удобны: они практически не нуждаются в обслуживании, регулярной проверке количества и плотности электролита.

Гибридные

В батареях гибридного типа положительные электроды содержат добавки сурьмы, а отрицательные — кальция и серебра. Собираясь купить аккумулятор, большинство автомобилистов останавливают свой выбор именно на гибридах. Хотя расход воды в таких устройствах несколько выше, чем в кальциевых АКБ, они гораздо лучше переносят глубокий разряд и могут восстанавливаться. При этом гибриды устойчивы к перепадам напряжения, а скорость саморазряда у них довольно низка.

Щелочные

Устройства, использующие в качестве электролита щелочные соединения (чаще всего это едкий калиц — KOH), считаются экзотикой. В качестве стартерных АКБ для автомобилей они используются крайне редко — гораздо чаще такие источники питания выполняют функции тяговых батарей в складской спецтехнике. Примечательно, что количество электролита в таких батареях значительно меньше по сравнению с кислотными, поскольку в процессе реакции он не испаряется.

Особенностью щелочных аккумуляторов является разное число положительных и отрицательных электродов. Так, в Ni-Cd (никель-кадмиевых) моделях «плюсовых» пластин на одну больше, чем «минусовых», а в устройствах типа Ni-Fe (никель-железо) — наоборот. Сами пластины выполнены из перфорированных листов металла, запрессованных в «конверты», что позволяет значительно повысить устойчивость конструкции к вибрации и механическим воздействиям.

Среди преимуществ щелочных АКБ стоит отметить:

  • малую чувствительность к перезаряду и глубокому разряду;
  • способность сохранять емкость при отрицательных температурах;
  • отсутствие вредных испарений;
  • увеличенную емкость на единицу массы.

Тем не менее, следует знать, что напряжение таких батарей меньше, чем у свинцово-кислотных. Чтобы получить необходимое для запуска стартера напряжение, требуется большее количество банок, что приводит к увеличению габаритов устройства.

Литий-ионные

Литиевые аккумуляторы для авто появились сравнительно недавно. Технология их производства продолжает совершенствоваться: так, если в первых прототипах отрицательные электроды были выполнены из металлического лития, то впоследствии из-за высокой взрывоопасности данный материал был заменен графитом, а еще позже — сплавами на основе лития, железа и фосфатов.

Преимуществами Li-on батарей являются большая электроемкость, практически в 2 раза более высокое, по сравнению с обычными свинцово-кислотными АКБ, напряжение и практически полное отсутствие саморазряда. Но наряду с этим у таких устройств есть существенные недостатки: чувствительность к холоду, ограниченное количество циклов заряд-разряда и быстрый износ. Кроме того, мощности пускового тока литиевых аккумуляторов недостаточно для запуска стартера.

Гелевые

В отличие от вышеперечисленных разновидностей, в аккумуляторах GEL и AGM электролит в жидком виде отсутствует. Серная кислота в них находится в связанном состоянии и не может вытечь в случае повреждения корпуса. Немаловажным преимуществом является и то, что благодаря замене жидкого электролита гелем удалось уменьшить осыпание пластин. Гелевые АКБ способны выдавать максимальный пусковой ток, пока не разрядятся полностью, не теряют заряд при хранении и могут многократно восстанавливаться после зарядки. Однако они так же подвержены воздействию низких температур (на холоде электропроводимость геля снижается), а стоимость таких источников питания значительно выше по сравнению с АКБ традиционных типов.


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо